3 декабря в Сочи завершился Конгресс молодых ученых – 2022. Директор по стратегическому развитию «ЭФКО» Владислав Романцев принял участие в одной из ключевых сессий трека «Большие вызовы и приоритеты научно-технологического развития».
«Генетика – глобальный вызов» – сложная тема, требующая глубоких предметных знаний и одновременно учета этических и геополитических рисков.
Модератор встречи, президент Курчатовского института Михаил Ковальчук поставил ее сложность и многоаспектность в один ряд с аналогичными вопросами в атомной энергетике. Тем более что изучение и промышленное внедрение генетических ноу-хау происходят незаметно. И многие из подобных решений уже стали частью повседневной жизни человека.
Например, каждый человек потребляет десятки видов продуктов, созданных благодаря живым микроорганизмам. Йогурты, дрожжи, а вслед за ними – хлебобулочные изделия. Геномы этих микроорганизмов на данный момент практически не оцифрованы и не стандартизированы.
Помимо этого, генетика – это семеноводство и животноводство, фармацевтика и биотех, десятки технологических вопросов по расшифровке и генной инженерии. В частности, неразвитая нормативная база для проведения полноценных генетических исследований и нерегламентированные сроки оформления соответствующих правовых документов. Этой проблемы коснулся директор института цитологии и генетики (ИЦиГ) Сибирского отделения РАН Алексей Кочетов.
Владислав Романцев поделился опытом «ЭФКО» в разработке ферментов и дрожжей для пищевой промышленности. Глобально их можно разделить на три группы: пищевые, кормовые и индустриальные. И зависимость от иностранных поставок таких компонентов на данный момент достигает 70%. «Мы в России очень мало у себя производим и не очень экономически эффективно, к сожалению. А это задача, без которой достичь технологической эффективности невозможно. Еще несколько лет назад «ЭФКО» вместе с Курчатовским институтом и ИЦиГ начало работу по созданию ферментов для применения в ферментативной экстракции растительного белка. Нам удалось добиться определенных результатов. Возможно, мы даже сформировали некую платформу, с которой можем уже стартовать для массовой разработки штаммов-продуцентов практически по всем ферментам», – рассказал Владислав Романцев.
«Один из вызовов – сроки. Все, что касается генетической трансформации, это не быстро, – продолжает Владислав Романцев. – Создание штамма-продуцента – до года и больше. Также мы сталкиваемся с ограничениями поставок реактивов и расходников. Такие производства, конечно, нужно развивать внутри страны. И при благоприятных прогнозах уже к 2027 году доля отечественных ферментов может достигнуть 80-85% от внутренней потребности».
Проблемы, которые продолжают препятствовать полноценной конкурентоспособности российских генетических решений на международном рынке (в этом сошлись, пожалуй, все участники встречи):
• необходимость развития профильной нормативной базы. Сейчас ситуация такова, что сама технология может быть разработана за полгода-год, а ее регистрация займет в несколько раз дольше. Нужно менять процедуры так, чтобы продукты, – безусловно, с соблюдением всех требований безопасности – в максимально кратчайшие сроки выходили на рынок;
• дефицит профильных кадров (в частности, биоинформатиков), а также программ ранней профориентации;
• позиция догоняющих в вопросах систематизации геномных технологий по сравнению с иностранными компаниями – в том числе в результате недобросовестного заимствования советских технологических решений;
• культурологическое сопротивление генным экспериментам, необходимость реформировать ментальность общества и др.
Напротив, опорой отечественной генетики могут стать сильная отечественная научная школа, уникальная база геномов, представленных на территории России, а также внимание к этому направлению со стороны государства. Например, в рамках реализации Стратегии развития природоподобных технологий и создания системы хранения и обработки генетических данных – Национальной базы генетической информации.