Одной из главных тем Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) стало то, как пандемия повлияла на работу производителей и потребителей продуктов питания. Участники дискуссии «Еда. Трансформация в условиях постковидной реальности» сошлись во мнении, что экологические изменения и последствия современного промышленного уклада неизбежно потребуют пересмотра производства продуктов питания. Иначе будет просто невозможно решить проблему голода и дефицита земельных и водных ресурсов. Одно из решений этой проблемы – развитие ассортимента растительного питания.
«Думаю, каждый из нас хоть иногда задумывается о месте человека в экосистеме Земли, – начал свое выступление генеральный директор ГК «ЭФКО» Евгений Ляшенко. – Как бы нам ни хотелось возвыситься над природой, мы всего лишь ее часть. И, к сожалению, наша базовая потребность в пище постепенно становится глобальной угрозой для планеты».
По оценкам, к середине века население Земли вырастет до 10 млрд человек. «А значит, если мы не изменим модель производства и потребления еды, уже в ближайшие десятилетия не сможем прокормить человечество без экологической катастрофы, – считает Евгений Васильевич. – В итоге – пищевая индустрия должна решить всего три задачи. Не допустить голода, постараться обеспечить здоровье человека, и всё это без ущерба экологии. Внутри компании мы договорились называть здоровыми инновациями те, которые позволят производить еду, решая все эти задачи».
«ЭФКО» уже 25 лет занимается переработкой маслосемян, которые кроме масла являются источником белка. Поэтому вполне естественным для компании было сфокусироваться на выпуске пищевого белка и продуктов питания из него.
Первым таким проектом стало растительное мясо. Во-первых, потому что оно решает проблему экологии. Производство одного килограмма такой продукции требует в 14 раз меньше земли и в десятки раз меньше воды по сравнению с обычным мясом. Углеродный след при этом также уменьшается примерно в 10 раз. Эти цифры вдохновили акционеров «ЭФКО» всерьез заняться производством такого продукта.
В «ЭФКО» верят, что мировой рынок растительного мяса к 2030 году может составить 100 млрд долларов. И Россия может рассчитывать на значимую долю этого сегмента. Тем более что у нас достаточно земельных и водных ресурсов и мы выпускаем не ГМО-сырье.
Одной из ключевых проблем на старте проекта был вкус. После года работы наших инновационных подразделений мы можем уверенно говорить, что создали по-настоящему вкусный продукт. Мы провели десятки потребительских тестов. Члены совета директоров еженедельно участвуют в дегустациях этого продукта. Слепые дегустации котлет «Hi!» в бургере показывают интересный результат, а именно 70% людей путают такой бургер с мясным.
«Второй вопрос касается цены, – пояснил Евгений Ляшенко. – Сегодня мы осознаем, что этот продукт может быть еще и доступным. Мы изначально пошли в эту тему, понимая, как внедрить технологии бережного извлечения белка из масличных и зернобобовых и создать современные высокотехнологичные производства натуральных вкусоароматических добавок, причем максимально из местного сырья.
Наконец, третий вопрос – это польза растительного мяса. Некоторые подвергают ее сомнению. И даже называют такое мясо искусственным. Но это не так. Это натуральный продукт, просто растительный. И он очень интересен тем, что технология его производства позволяет моделировать пропорции микроэлементов и витаминов, легко балансировать жирнокислотный и аминокислотный состав».
Полная запись дискуссии доступна на сайте ПМЭФ.
5 ключевых направлений развития агропрома по версии
вице-премьера Правительства РФ Виктории Абрамченко
1. Тотальная цифровизация, сокращение издержек бизнеса.
2. Тренд на тотальную санитарную и ветеринарную безопасность.
3. Развитие аграрной науки.
4. Ускоренное научно-технологическое развитие и тренд на импортозамещение.
5. Запрос общества на новые виды продовольствия, в том числе из растительного белка, и новые виды выращивания сельскохозяйственных культур.