Вопрос № 1 – о вреде глицидиловых эфиров
Растительные масла состоят из трех видов глицеридов – моноглицеридов, диглицеридов и триглицеридов. Они отличаются друг от друга количеством радикалов жирных кислот.
Глицидиловые эфиры (они же GE) образуются при высокотемпературной обработке из диглицеридов и моноглицеридов.
При рафинации масла нагревают до 230-250 градусов. В пальмовом масле диглицеридов и моноглицеридов в среднем 5,8%, в подсолнечном – 2%, в оливковом – в среднем 2,8%, а в отдельных видах – до 5,7%.
Первые исследования на эту тему были проведены сравнительно недавно – в 70-х годах ХХ века. В одной из наиболее известных работ речь шла о группе американских рабочих, потенциально подвергшихся воздействию глицидола. Гарантированных доказательств канцерогенности этого вещества так и не нашли. Поэтому в 2000 году ВОЗ внесла его в список «вероятных канцерогенов». В группу «2а» глицидол входит наряду с красным мясом: говядиной, свининой, бараниной и другими продуктами, чье влияние на развитие онкологии предполагается, но не доказано.
Таким образом, говоря о пагубном влиянии глицидола на здоровье человека, справедливо будет призывать людей отказываться не только от пальмового, но и от всех растительных масел, а для надежности еще и от всего красного мяса.
Почему вводится контроль содержания GE, если канцерогеном является глицидол? Существует вероятность, что в организме человека глицидол образуется из глицидиловых эфиров. Но это до сих пор остается лишь предположением ученых.
Еще более интересная тема – концентрация. Все выводы базируются на гипотезах, сделанных в ходе опытов на грызунах, которых кормили ударными дозами глицидола в чистом виде. Для человека, даже если допустить образование глицидола из GE, это количество сопоставимо с ежедневным приемом в пищу нескольких литров растительного масла.
Вопрос № 2 – о «высоком» содержании глицидиловых эфиров в продукции «ЭФКО»
В вопросах ужесточения требований к качеству пищевых ингредиентов журналисты часто приводят в пример Евросоюз. С 2018 года он первым в мире ввел ограничение на содержание глицидиловых эфиров в жирах, используемых для производства спредов, маргаринов и кондитерских изделий. Чтобы подготовить свою промышленность к такому решению, европейцы технически перевооружали ее более 10 лет.
Евразийская экономическая комиссия еще в августе 2019 года установила предельный уровень глицидиловых эфиров в продуктах питания и призвала производителей добровольно использовать эти нормы до введения новых нормативов. Россия в 2020 году внесла предложение по изменению технического регламента с введением жестких нормативов по GE. На данный момент документ прошел стадию публичного обсуждения. Реализуется алгоритм, по которому в 2023 году будет введено ограничение по тропическим маслам, включая пальму до 1 мг/кг, а затем, в 2025 году, – и по жидким маслам.
Однако мы делаем официальное заявление: наша компания в конце 2019 года начала программу технического перевооружения, добровольно приняв на себя новые требования до введения нового регламента, теперь в специализированных жирах «ЭФКО» содержание глицидиловых эфиров не превышает 1 мг/кг и полностью соответствует европейским нормативам.
Вопрос № 3 – о «технической пальме»
Словосочетание «техническая пальма» не несет никакой смысловой нагрузки.
Всё пальмовое масло, которое импортируется в Россию и Европу, собрано на одних плантациях, предназначено для пищевых нужд и доставляется и в РФ, и в другие страны на одних и тех же танкерах, разрешенных для перевозки пищевых продуктов.
Как и другие ингредиенты, пальмовое масло может применяться в косметической или мыловаренной продукции. Однако, например, использование кокосового или оливкового масла в кремах, измельченных орехов и круп (манной, овсяной и др.) в скрабах не мешает добавлять их в пищу и считать полезными и питательными продуктами.
Выражение «техническая пальма» надуманно и растиражировано не иначе как в интересах запугивания людей.
Утилизация «Аленки»
Одно из правил корпоративной культуры нашей компании: «Доверие есть эквивалент понимания». Чтобы понять логику изъятия из оборота продукта любимого в нашей стране бренда, мы запросили соответствующий документ у компании-поставщика, но так и не смогли его увидеть. Кондитерские изделия с точки зрения содержания глицидиловых эфиров в Европейском союзе, в принципе, не нормируются. Поэтому не факт, что такой документ существует и имеет юридическую силу.
Как и для большинства россиян, бренды «Аленка» и «Красный Октябрь» являются для нас частью национального кода, и мы искренне сопереживаем их репутационным потерям, особенно потому, что причиной изъятия послужил якобы возможный вред для здоровья покупателей.
Постскриптум
«Новость» об «Аленке» получила распространение в России спустя два месяца после самой утилизации, причем с материала, размещенного на правах рекламы. К сожалению, в борьбе за долю отечественного рынка кто-то явно прибегает к манипуляции покупателями с помощью вырванных из контекста фактов и разжиганию торговых войн.
Мы выбираем другой путь – цивилизованной кооперации и бескомпромиссного повышения качества продукции.
Вся сложившаяся ситуация направлена на преднамеренную дискредитацию отечественных производителей. Логичной и единственно верной реакцией мы видим организацию публичного мониторинга содержания глицидиловых эфиров в кондитерской продукции и пищевых ингредиентах. Такое решение позволит выявлять проблемные участки производственной цепочки и отслеживать динамику изменений, сделает правила рынка прозрачными и понятными для всех участников. А главное – обеспечит потребителей всей полнотой информации и позволит формировать свое мнение на основании конкретных фактов из достоверных источников.
Совет директоров «ЭФКО»